Забытая песня военных лет: «… В одном городе жила парочка…» (6+)

Автор: Маргарита Самохвалова

При славах: «Песни или Музыка военных лет», —  сразу вспоминается «День победы», «Венский вальс», «Огонек», «Катюша». Все они поднимали боевой дух. Логично, ведь это популярная музыка. У нее есть авторы.  Но ведь была и такая, у которой и авторов не было. Простая, бытовая музыка. Передавалась из уст в уста, так, как петь «умели», а записать далеко не все могли. Такой «народной песней была «Аллочка». Доподлинно не известно какой это жанр «народный фольклор, шансон» или романс… Вспомним и даже споем …   

Немного истории жанра

Городской романс (бытовой) — разновидность русского романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX — первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви.

С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор повторяемые музыкальные (каденции и секвенции).

Истоки городского романса исследователи ищут в «высоком» русском романсе и в городском фольклоре второй половины XIX века, в том числе так называемом жестоком романсе.

Из романса сложились «Кирпичики» и шансон

 Это название сложилось не просто так, считается, что композиция «Кирпичики» сложилась, по степенно (по кирпичику), как самостоятельно произведение «на злобу дня». И видоизменялось в зависимости от ситуации. Существовали песни заводские, городские и деревенские.

По другой версии у песни «Кирпичики» 1924 кода есть авторы.  Музыка Валентина Кручинина, слова Павла Германа. В этой версии название вполне логично, но к быту имеет посредственное отношение:

«На окраине где-то города

Я в убогой семье родилась,

Горе мыкая лет пятнадцати

На кирпичный завод нанялась.

 

Было трудно мне время первое,

Но зато проработавши год,

За веселый гул, за кирпичики

Полюбила я этот завод!

 

На заводе том Сеньку встретила…

Лишь бывало заслышу гудок,

Руки вымою и бегу к нему

В мастерскую, набросив платок.

 

Каждую ноченьку мы встречалися,

Где кирпич образует проход…

Вот за Сеньку-то, за кирпичики

И любила я этот завод…» 

 

Шли годы, но сюжет народного (дворового) шансона был неизменным: исполнитель рассказывал о непростой жизни рабочего народа. В песни всегда был персонаж подросткового возраста. Песня всегда была с грустным концом.

 Вариант с пластинки Юрия Морфесси:

«На окраине Одессы-города

Я в убогой семье родился,

Горе мыкая, лет пятнадцати

На кирпичный завод нанялся.

 

Было трудно мне время первое,

Но зато, проработавши год,

За веселый гул, за кирпичики

Полюбил я кирпичный завод.

 

На заводе том кралю встретил я,

Лишь, бывало, заслышу гудок,

Руки вымою и лечу я к ней

В мастерскую, в условный куток.

 

Каждую ноченьку мы встречалися,

Где кирпич образует проход…

Вот за кралю ту, за кирпичики

Полюбил я кирпичный завод.

К началу 40–х годов   XX века сложились «Военные Кирпичики» по названием «Аллочка (Ларочка)»:

«В одном городе жила парочка,

Он был шофер, она — счетовод,

И была у них дочка Аллочка,

И пошел ей тринадцатый год.

 

Вот пришла война. Мужа в армию

Провожала жена на вокзал…

Распростившися с женой верною,

Он такие слова ей сказал:

 

«Ухожу на фронт драться с немцами,

И тебя, и страну защищать,

А ты будь моей женой верною

И старайся почаще писать».

 

Вот уж год война, и второй война,

Стала мужа жена забывать:

С лейтенантами и майорами

Поздно вечером стала гулять.

 

«Здравствуй, папочка, — пишет Аллочка. —

Мама стала тебя забывать.

С лейтенантами и с майорами

Поздно вечером стала гулять…

 

Здравствуй, папочка, — пишет Аллочка. —

А еще я хочу написать,

Что вчерашний день мать велела мне

Дядю Петю отцом называть».

 

Получив письмо, прочитав его,

Муж не стал уж собой дорожить.

И в последний бой пал он смертию

И сейчас он в могиле лежит.

 

Ах вы, женушки, вы неверные,

Муж на фронте, а вы здесь гулять!

Война кончится, мужевья придут

Что вы будете им отвечать?

 

Я кончаю петь. Не взыщите вы,

Что у песни печальный конец.

Вы еще себе мужа встретите,

А детям он неродный отец».

Вот таким был народный романс сурковых…

 

 Часто песню называли по первой строчке: «В одном городе жила парочка…». Изменена героев и название населенного пункта изменялись, в зависимости от места исполнения.

Позднее, из жанра бытового романса как самостоятельные жанры выделились шансон и дворовая песня.

Почему появилась такая песня?

У этих песен нет автора и конкретного текста. Они исполнялись подобно плачу, крику души простых людей.  Подобно пению в жанре «плача», только проще.[1] Особого музыкального сопровождения такое исполнение не требовало. В военные годы это была гармонь.  Чаще инструмента вообще могло не быть.

Такая песня была нужна. Он помогала выразить эмоции. Пережить горе потери или измены. Семенные внутренние сложности. Они   были и быт всегда, независимо от военного и мирного времени.

 От автора: Мне не эту песню пела бабушка. Она услышала ее от своей матери. Во время войны бабушке шел тринадцатый год…

[1] Плач — один из образцов народного эпоса и фольклора. Существует преимущественно в стихах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.