Скрипка в древности и современности (0+)

Автор: Маргарита Самохвалова

Мир вокруг состоит из звуков. Источником прекрасных звуков могут стать музыкальные инструменты. Естественно, сама по себе скрипка, только скрипит. Но в умелых руках звучит красиво. Но как много мы знаем о скрипках?

История появления скрипок

Первые дошедшие до нас литературные и сохранившиеся иконографические, а также материальные свидетельства бытования смычковых инструментов в Европе относятся к рубежу IX—X столетий.

На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древнерусским смычковым инструментом является гудок. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия.

 Сейчас трудно уже с точностью установить, когда произошло окончательное завершение того инструмента, который известен теперь под именем «скрипки». Вернее всего это совершенствование шло непрерывной чередой, и каждый мастер вносил нечто своё. Тем не менее, с полной очевидностью можно утверждать, что XVII столетие явилось для скрипки тем «золотым веком», когда произошло окончательное завершение соотношений в строении инструмента и когда он достиг того совершенства, которого уже не смогла перешагнуть ни одна попытка его «усовершенствовать».

     История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это, прежде всего, семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андреа Гварнери (1626—1698) и Антонио Страдивари (1644—1736). Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джузеппе-Антонио Гварнери (1687—1745) и, в особенности, Антонио Страдивари, который и почитается величайшим творцом современной скрипки. Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния.

А Франсуа Турт — мастер XVIII века — почитается создателем современного смычка. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменения.

Можно сделать вывод, что сотни лет скрипка совершенствовалась и занимала особое место в сердцах людей.

Скрипка имеет свое строение

Для того чтобы играть на скрипке, необходимо знать строение музыкального инструмента. Для этого я заглянула в Детскую музыкальную энциклопедию.

Скрипка состоит из двух основных частей — корпуса  и грифа, между которыми натянуты струны. Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах. Нижняя  и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. При игре на скрипке колебания звучащих струн передаются на деревянную подставку, обычно изготовляемую из твердых пород клена и плотно подогнанную лапками к верхней деке. Внутрь же скрипичного корпуса вставляется душка, сообщающая вибрации верхней деки – нижней. Как ни странно, но без этой маленькой детали игра на скрипке попросту невозможна.

 Нижняя дека делается из клёна — из двух симметричных половинок. Верхняя дека делается из ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f) (Приложение №1). В середине верхней деки, как я уже писала, расположена подставка, на которую укладываются в небольшие углубления струны, закреплённые с одного конца в колковой коробке головки скрипки с помощью наматывания витком к витку на хорошо подогнанных колках, а с другой — на струнодержателе (подгрифнике).

Обечайки соединяют нижнюю и верхнюю деку, образуя боковую поверхность скрипки. Их высота определяет объём и высоту скрипки,  принципиально влияя на тембр звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее звучание скрипки. Обечайки изготавливаются, как и нижняя дека, из клёна.

Скрипки бывают разные

Действительно так. В зависимости от того, что подразумевать под видами скрипок, если же это размер скрипки то: 1. 4/4 Целая скрипка (скрипка для взрослых, профессиональная); 2. 3/4 Это переходный инструмент между 4/4 и 1/2 видом; 3. 1/2 На этой скрипке играют обычно учащиеся 2-4 классов музыкальной школы; 4. 1/4 Эта скрипка для маленьких детей;  5.1/8 и 1/16 скрипки для малышей. Бывает, встречаются и такие размеры, как 7/8 — этот размер скрипки близок к 4/4, но немного меньше и потому идеально подходит для музыкантов с небольшими руками. Вот 5 видов.

Если же подразумевать под видом скрипки дерево, то существуют различные сорта ели и клена, использующиеся для создания инструментов. Такие части, как колки, пуговица, накладка на гриф, верхний и нижний порожки, традиционно делаются из черного дерева, хотя, в последнее время, встречаются и другие варианты. Ну и в конечном итоге, если под видом скрипки подразумевать цену.

Среди дорогих, самая известная скрипка – инструменты работы Антонио Страдивари. Некоторые исследователи настаивают на том, что секрет магических скрипок Страдивари кроется в особом лаке, покрывающем инструмент. Говорят, что секретный лак был создан по специальному рецепту, который он получил от аптекаря-алхимика. Но он его усовершенствовал, добавив крылья неизвестных насекомых и частицы пыли из собственной мастерской. Однако, это всего лишь легенда.

Но «жизнь» скрипки не закончилась с эпохой балов и канделябров[1].  О различных старинных скрипках XIX и начала XX века, а также современных инструментах можно узнать на канале  https://www.youtube.com/channel/UC-qL8uqd9HcPhhExFr0Ex4g . Скрипку нужно слушать, а не просто читать о ней. Сегодня интернет стирает границы. Сегодня не обязательно идти на концерт, чтобы услышать музыку. В группе https://vk.com/club113209860 можно узнать, что в наше время скрипка – не музейный экспонат или рабочий инструмент малого числа людей, а один из самых популярных и востребованных музыкальных инструментов . Ведь струнная группа любого симфонического оркестра самая большая и многочисленная, а в каждой музыкальной школе, музыкальном училище или консерватории обязательно есть отделение оркестровых струнных инструментов, где и занимаются подготовкой будущих профессиональных скрипачей.

[1] Канделя́бр (лат. candēlābrum — «подсвечник») — декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или лат. wikipedia.ru – свободная энциклопедия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.