Дымковская игрушка: наследие Свистуньи

Автор: Дмитрий Жданов

Русская земля всегда славилась различными народными промыслами: вологодское кружево и хохлома, матрёшка и гжель известны на весь мир. Один из самых красивых и увлекательных — это дымковская игрушка, она — одна из самых первых Руси и существует на Вятской земле уже более четырёхсот лет.

История возникновения

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Но даже, когда данное событие утратило своё значение, промысел не только сохранился, а получил дальнейшее развитие. Праздник Свистунья или «Свистопляска» отмечался в четвёртую субботу после Пасхи и сопровождался ярмаркой, на которой проходила торговля игрушками.

Появилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков. Но промысел оформился несколько позже — в XIX веке. Сюжетами для игрушки первоначально являлись мифологические персонажи (птица Сирин, двуглавый конь, «бабы» — женские символы плодородия и пр.), тотемные животные. Со временем они трансформировались в сказочных (медведь-музыкант) и персонажей бытового жанра — модниц и франтов 19-го века. Из городского быта прошлого столетия в игрушке также фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Уникальный сувенир

Однако, что бы ни изображала игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая из них — творение одного мастера. Изготовление сувенира — от лепки и до росписи — процесс творческий. Каждая игрушка уникальна, неповторима. Поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

d9ae777e99417eae1d0e241c39f94b70Игрушки производят из глины. В начале глину размачивают и лепят фигурки: в основном коней, петухов, барынь и свистульки.

После полной просушки (которая длится от двух до пятидесяти дней) и обжига при температуре 700—900 градусов изделия покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).

Раньше их расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Забвение и возрождение

К концу XIX века производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.

Возрождение промысла связано с именами — А. А. Мезриной (потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек) и художника А. И. Деньшина — автора первых монографий о дымковском промысле.

Стараниями А. И. Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель «Вятская игрушка» , где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. Советское правительство активно восстанавливало народные ремесла. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства.

Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Вначале казалось, что в такое тяжелое для всей страны время глиняные игрушки не нужны. Но вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом, на нее возник большой спрос. В 1942 году производство игрушек было возобновлено.

После Победы над фашизмом страна вновь обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц. Выделялись финансы на улучшение их условий труда, на обучение молодежи.преобр церковь

Сегодня знаменитую игрушку выпускает творческое объединение «Дымковская игрушка». Кроме того, в Кирове много художников-одиночек, занимающихся народным промыслом на дому. Это неудивительно, ведь игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры изделия широко изучаются и используются в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, глиняных фигурок и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь даже нашли отражение в коллекциях современных модельеров. Образ дымковской игрушки так же был использован в Церемонии открытия ХХII Зимних олимпийских игр в Сочи. Яркие, запоминающие узоры показали всему миру широту русской души и многообразие природных красок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.